|
В начале книги
автор предопределил предмет своей работы, на освещение которого
и направил он свои основные усилия. «Становление и развитие
российско-кавказских отношений, - пишет В. Марущенко, - носило
сложный и противоречивый характер. Это создает почву для слухов,
домыслов, различного рода политических спекуляций, которые в
конечном итоге используются экстремистами для разжигания здесь
кровавых событий».
Композиционно труд состоит из семи глав с двумя приложениями.
В первой главе «Кавказ в составе России: исторический очерка и
во второй «Во славу русского оружия...» Правда и вымыслы»
представлены основные положения, по которым антироссийские
настроенная часть отечественных «интеллектуалов пытается
деморализующе воздействовать на общественное и индивидуальное
сознание сограждан. Культивируя идеологию войны, она преследует
провокационную цель - вызвать у русского народа комплекс вины за
то, что происходило в нашем историческом прошлом, взрастить у
россиян негативное к нему отношение с тем, чтобы идеологически
оправдать террористическую деятельность новоявленных радетелей
«за историческую справедливость».
Автор красноречиво доказывает, что освоение Россией Кавказа
нельзя утрированно сводить только к Кавказской войне (1816-1864
гг.), рассматривая ее изолированно от всей истории этого
региона. Отношения русского и кавказского народов имеют
значительно более давние корни. Первые поселения русских вольных
людей в низовьях Терека стали появляться еще до начала XVI
века. Те из них, которые расселялись на Тереке, получили
название «терские казаки», а в междуречье Терека и Сунджи, то
есть на Терском хребте, называвшемся в то время «Гребень», - «гребенские
казаки». Уже начиная с середины 50-х годов того же века
большинство феодальных правителей Дагестана, черкесские и
кабардинские князья, посольство грузинского царя Александра
обращаются к Ивану Грозному с просьбами о принятии их в
подданство Москвы и о защите от Турции и крымского хана. Народы
Кавказа, испытал на себе жестокость турецких и персидских
завоевателей, все больше тяготели к России.
Среди причин начала Кавказской войны автор, на наш взгляд,
очень верно выделяет и подстрекательства Турции и Крыма к
обострению межэтнических, социальных, межрегиональных
противоречий в данном регионе, и образ жизни некоторых горских
народов, терроризировавших прилегающие области. Весьма
распространенным промыслом здесь считалось похищение людей,
заложничество и работорговля. Например, одной из самых жестоких
акций в истории заложничества в отношении мирных жителей
является набег Гази-Мухаммеда - сына имама Шамиля на Алазанскую
долину Грузии летом 1854 года, в ходе которого было сожжено 18
селений, более тысячи человек убиты и около 900 захвачено в
плен. По оценкам современников, грузины заплатили за своих
захваченных детей столь крупные суммы, что денег в Грузии не
осталось.
Естественно, что российская администрация не могла позволить
существование подобного произвола на своей территории. Борьба
против проявлений такой вот «самобытности» горцев вызвала их
упорное сопротивление и вылилась в полувековую Кавказскую войну.
С обеих сторон война носила ожесточенный характер, отличалась
большими потерями. Один из усиленно раскручиваемых сегодня мифов
- утверждение о жестокости лишь русских военачальников. Однако
исторические факты свидетельствуют, что значительно большую
жестокость проявляли лидеры горцев. Прежде всего, из-за более
низкого уровня образованности и культурного развития, диких
традиций. Это проявлялось по отношению не только к российским
солдатам и офицерам, но и к соплеменникам. К примеру, имам
Гамзат-Бек отрубил голову престарелой ханше в Хунзахе. По
приказу столь возносимого ныне имама Шамиля был брошен в горную
реку 11-летний наследник аварских князей, казнены 33
телетлинских бека. В чеченском ауле Цонтери в 1844 году за
смерть Шаиба - муллы Шамиль лично уничтожил всех жителей от мала
до велика. Не случайно даже чеченские историки дают ему весьма
неоднозначные и жесткие оценки. Так, Саламу Дауев пишет: «Имама
Шамиля прославили на весь мир не его честность и порядочность,
не мужество и данные полководца, а «геройское» самоубийство
обманутого чеченского народа, коварно брошенного идеологией
газавата в пожар войны с Россией». Сам же Шамиль на склоне лет
рассуждал о своих подвигах следующим образом: «...для смягчения
характера горцев я употреблял жестокие меры: много людей убито
по моему приказанию, но без этого невозможно было обойтись;
другого средства с этим народом нет. ...Я управлял народом
скверным, разбойниками, которые тогда только сделают что-нибудь
доброе, когда увидят, что над их головами висят шашка, уже
срубившая несколько голов».
Владимир Марущенко убедительно развенчивает еще одну
спекуляцию, связанную с изображением Османской империи в образе
покровительницы горских народов. Он пишет, что при тиражировании
сведений о насильственном переселении царской администрацией
горцев с Кавказа замалчивается немаловажный факт: народы
Северного Кавказа подталкивала к переселению не столько политика
России, сколько подстрекательства Порты, которая распространяла
слухи о якобы готовящемся насильственном обращении мусульман в
христианскую веру, о полном уничтожении неугодных. На турецкой
же земле им обещали «благоденствие». На самом же деле
переселенцев - «махаджири» турецкое правительство использовало
для решения своих геополитических проблем, то есть против
сопредельных христианских народов. В результате с Кавказа в
Турцию переселились около 500 тыс. человек. Многие из них были
расселены в пустынных районах страны, даже сын имама Шамиля
Мухаммед-Шафи с гневом был вынужден заметить: «Турецкое
правительство вело в отношении горцев точно такую политику, как
европейцы в отношении негритосов».
Забегая вперед, отметим, что и далее, анализируя развитие
российско - кавказских отношений, автор справедливо делает вывод
о том, что процесс интеграции Кавказа в состав России был
объективно неизбежным. Рассуждения о самодержавной империи как о
«тюрьме народов» не только некорректны, но и заведомо
провокационны. Их цель - опорочить и дискредитировать
историческое прошлое нашего отечества, посеять рознь и вражду
между народами нашей многонациональной Родины. «Трудно сказать,
- пишет цитируемый в книге исследователь В. Дегоев, - когда и
насколько бы «созрел» Кавказ до уровня современной (на тот
момент) государственности, если бы он находился вне Российской
империи, в условиях соседства (или скорее всего в составе)
Турции и Ирана. Не к месту ли здесь вспомнить о турецких
армянах, иранских азербайджанцах, курдах, огромной
северокавказской диаспоре на Ближнем Востоке? Их судьбы
сложились по-разному (у кого более трагично, у кого менее
трагично), но всех их объединяет одно: полное отсутствие того,
что они вполне заслуживают, хотя бы по своей численности, —
национальной государственности (в любой форме) как естественной
и надежной ниши для самосохранения и самореализации».
На ярких и убедительных примерах, достоверно установленных
фактах автор рассказывает о российских солдатах и офицерах,
которые в « чаще чеченских лесов и на раскалённых дагестанских
утесах» создавали легендарные традиции кавказской армии, об
Архипе Осипове, Алексее Ермолове, Александре Барятинском,
Николае Евдокимове, Петре Котляровском и многих других, чьи
ратные дела новыми подвигами продолжили воины - кавказцы в
период Великой Отечествен войны, личный состав Объединенных
группировок федеральных войск в ходе первой и второй чеченских
военных копаний.
Отдельная глава «Гнездо всех разбойников» (цитата из
воспоминаний генерала А. Ермолова - Авт.) посвящена
эволюции Чеченской Республики, в числе анализу причин,
толкнувших ее бывшую правящую «верхушку» и часть народа на путь
сепаратизма и терроризма.
Особую практическую и познавательную ценность для воинов
Российской армии и флота, да, пожалуй, и всех России
представляют главы «Мир вам!», где описаны столь почитаемые и
знаменитые этикет, религиозные обряды, культы и праздники
северокавказских народов, «Ислам на Северном Кавказе: история и
современность», Словарь терминов и Краткие биографические
сведения о персоналиях, упомяну в книге.
В главе «Северный Кавказ сегодня» В. Марущенко отвечает на
самый главный вопрос «Что порождает кризис?» характеризуя
сложившуюся обстановку на Северном Кавказе как сложную и
взрывоопасную, автор делает вывод, что для оздоровления
требуется комплексный подход, включающий в себя систему мер,
направленных на улучшение экономической и социальной ситуации в
республиках; выверенную национальную и информационную политику,
основанную на знании и учете интересов различных народов этого
региона; решительную борьбу со всеми проявлениями национальног и
религиозного экстремизма.
Остается добавить, что новая книга,
часть материалов которой увидела свет на страницах «Красной
звезды» и в Памятках Главного управления воспитательной работы
Вооруженных Сил РФ военнослужащим, проходящим службу на Северном
Кавказе, оформлена красочными иллюстрациями.
|
|