СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ МИФЫ И РЕАЛИИ.

Главная страница Ссылки     Гостевая Форум
Рамблер
История Фольклор Амуниция География Закон Фотоальбом Сегодня:  
Hosted by uCoz
 

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ МИФЫ И РЕАЛИИ.
   По книги В.В. Марущенко «СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ»

 
Красная звезда
№ 1 4 января 2004 г.
 

   В начале книги автор предопределил предмет своей работы, на освещение которого и направил он свои основные усилия. «Становление и развитие российско-кавказских отношений, - пишет В. Марущенко, - носило сложный и противоречивый характер. Это создает почву для слухов, домыслов, различного рода политических спекуляций, которые в конечном итоге используются экстремистами для разжигания здесь кровавых событий».
   Композиционно труд состоит из семи глав с двумя приложениями. В первой главе «Кавказ в составе России: исторический очерка и во второй «Во славу русского оружия...» Правда и вымыслы» представлены основные положения, по которым антироссийские настроенная часть отечественных «интеллектуалов пытается деморализующе воздействовать на общественное и индивидуальное сознание сограждан. Культивируя идеологию войны, она преследует провокационную цель - вызвать у русского народа комплекс вины за то, что происходило в нашем историческом прошлом, взрастить у россиян негативное к нему отношение с тем, чтобы идеологически оправдать террористическую деятельность новоявленных радетелей «за историческую справедливость».
   Автор красноречиво доказывает, что освоение Россией Кавказа нельзя утрированно сводить только к Кавказской войне (1816-1864 гг.), рассматривая ее изолированно от всей истории этого региона. Отношения русского и кавказского народов имеют значительно более давние корни. Первые поселения русских вольных людей в низовьях Терека стали появляться еще до начала XVI века. Те из них, которые расселялись на Тереке, получили название «терские казаки», а в междуречье Терека и Сунджи, то есть на Терском хребте, называвшемся в то время «Гребень», - «гребенские казаки». Уже начиная с середины 50-х годов того же века большинство феодальных правителей Дагестана, черкесские и кабардинские князья, посольство грузинского царя Александра обращаются к Ивану Грозному с просьбами о принятии их в подданство Москвы и о защите от Турции и крымского хана. Народы Кавказа, испытал на себе жестокость турецких и персидских завоевателей, все больше тяготели к России.
   Среди причин начала Кавказской войны автор, на наш взгляд, очень верно выделяет и подстрекательства Турции и Крыма к обострению межэтнических, социальных, межрегиональных противоречий в данном регионе, и образ жизни некоторых горских народов, терроризировавших прилегающие области. Весьма распространенным  промыслом здесь считалось похищение людей, заложничество и работорговля. Например, одной из самых жестоких акций в истории заложничества в отношении мирных жителей является набег Гази-Мухаммеда - сына имама Шамиля на Алазанскую долину Грузии летом 1854 года, в ходе которого было сожжено 18 селений, более тысячи человек убиты и около 900 захвачено в плен. По оценкам современников, грузины заплатили за своих захваченных детей столь крупные суммы, что денег в Грузии не осталось.
   Естественно, что российская администрация не могла позволить существование подобного произвола на своей территории. Борьба против проявлений такой вот «самобытности» горцев вызвала их упорное сопротивление и вылилась в полувековую Кавказскую войну.
   С обеих сторон война носила ожесточенный характер, отличалась большими потерями. Один из усиленно раскручиваемых сегодня мифов - утверждение о жестокости лишь русских военачальников. Однако исторические факты свидетельствуют, что значительно большую жестокость проявляли лидеры горцев. Прежде всего, из-за более низкого уровня образованности и культурного развития, диких традиций. Это проявлялось по отношению не только к российским солдатам и офицерам, но и к соплеменникам. К примеру, имам Гамзат-Бек отрубил голову престарелой ханше в Хунзахе. По приказу столь возносимого ныне имама Шамиля был брошен в горную реку 11-летний наследник аварских князей, казнены 33 телетлинских бека. В чеченском ауле Цонтери в 1844 году за смерть Шаиба - муллы Шамиль лично уничтожил всех жителей от мала до велика. Не случайно даже чеченские историки дают ему весьма неоднозначные и жесткие оценки. Так, Саламу Дауев пишет: «Имама Шамиля прославили на весь мир не его честность и порядочность, не мужество и данные полководца, а «геройское» самоубийство обманутого чеченского народа, коварно брошенного идеологией газавата в пожар войны с Россией». Сам же Шамиль на склоне лет рассуждал о своих подвигах следующим образом: «...для смягчения характера горцев я употреблял жестокие меры: много людей убито по моему приказанию, но без этого невозможно было обойтись; другого средства с этим народом нет. ...Я управлял народом скверным, разбойниками, которые тогда только сделают что-нибудь доброе, когда увидят, что над их головами висят шашка, уже срубившая несколько голов».
   Владимир Марущенко убедительно развенчивает еще одну спекуляцию, связанную с изображением Османской империи в образе покровительницы горских народов. Он пишет, что при тиражировании сведений о насильственном переселении царской администрацией горцев с Кавказа замалчивается немаловажный факт: народы Северного Кавказа подталкивала к переселению не столько политика России, сколько подстрекательства Порты, которая распространяла слухи о якобы готовящемся насильственном обращении мусульман в христианскую веру, о полном уничтожении неугодных. На турецкой же земле им обещали «благоденствие». На самом же деле переселенцев - «махаджири» турецкое правительство использовало для решения своих геополитических проблем, то есть против сопредельных христианских народов. В результате с Кавказа в Турцию переселились около 500 тыс. человек. Многие из них были расселены в пустынных районах страны, даже сын имама Шамиля Мухаммед-Шафи с гневом был вынужден заметить: «Турецкое правительство вело в отношении горцев точно такую политику, как европейцы в отношении негритосов».
   Забегая вперед, отметим, что и далее, анализируя развитие российско - кавказских отношений, автор справедливо делает вывод о том, что процесс интеграции Кавказа в состав России был объективно неизбежным. Рассуждения о самодержавной империи как о «тюрьме народов» не только некорректны, но и заведомо провокационны. Их цель - опорочить и дискредитировать историческое прошлое нашего отечества, посеять рознь и вражду между народами нашей многонациональной Родины. «Трудно сказать, - пишет цитируемый в книге исследователь В. Дегоев, - когда и насколько бы «созрел»  Кавказ до уровня современной (на тот момент) государственности, если бы он находился вне Российской империи, в условиях соседства (или скорее всего в составе) Турции и Ирана. Не к месту ли здесь вспомнить о турецких армянах, иранских азербайджанцах, курдах, огромной северокавказской диаспоре на Ближнем Востоке? Их судьбы сложились по-разному (у кого более трагично, у кого менее трагично), но всех их объединяет одно: полное отсутствие того, что они вполне заслуживают, хотя бы по своей численности, — национальной государственности (в любой форме) как естественной и надежной ниши для самосохранения и самореализации».
  На ярких и убедительных примерах, достоверно установленных фактах автор рассказывает о российских солдатах и офицерах, которые в « чаще чеченских лесов и на раскалённых дагестанских утесах» создавали легендарные традиции кавказской армии, об Архипе Осипове, Алексее Ермолове, Александре Барятинском, Николае Евдокимове, Петре Котляровском и многих других, чьи ратные дела новыми подвигами продолжили воины - кавказцы в период Великой Отечествен войны, личный состав Объединенных группировок федеральных войск в ходе первой и второй чеченских военных копаний.
   Отдельная глава «Гнездо всех разбойников» (цитата из воспоминаний генерала А. Ермолова - Авт.) посвящена эволюции Чеченской Республики, в числе анализу причин, толкнувших ее бывшую правящую «верхушку» и часть народа на путь сепаратизма и терроризма.
  Особую практическую и познавательную ценность для воинов Российской армии и флота, да, пожалуй, и всех России представляют главы «Мир вам!», где описаны столь почитаемые и знаменитые этикет, религиозные обряды, культы и праздники северокавказских народов, «Ислам на Северном Кавказе: история и современность», Словарь терминов и Краткие биографические сведения о персоналиях, упомяну в книге.
   В главе «Северный Кавказ сегодня» В. Марущенко отвечает на самый главный вопрос «Что порождает кризис?» характеризуя сложившуюся обстановку на Северном Кавказе как сложную и взрывоопасную, автор делает вывод, что для оздоровления требуется комплексный подход, включающий в себя систему мер, направленных на улучшение экономической и социальной ситуации в республиках; выверенную национальную и информационную политику, основанную на знании и учете интересов различных народов этого региона; решительную борьбу со всеми проявлениями национальног и религиозного экстремизма.

   Остается добавить, что новая книга, часть материалов которой увидела свет на страницах «Красной звезды» и в Памятках Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ военнослужащим, проходящим службу на Северном Кавказе, оформлена красочными иллюстрациями.


 

Андрей ПОЧТАРЕВ
кандидат исторических наук
.

 

Пи участие Информационного Центра Волжского Станичного Казачьего Общества


Главная  Ссылки  Гостевая  Форум  История  Фольклор  Амуниция  География  Закон о казачестве  Фотоальбом


ВЕРНОСТЬ РОССИИ Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz